ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЗЛА ХАННЫ АРЕНДТ

УДК 130.2

  • Врублевская-Токер Татьяна Ивановна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии культуры. Белорусский государственный университет (220030, г. Минск, пр. Независимости, 4, Республика Беларусь). E-mail: tokerti@bsu.by
  •  
  • DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6885-2024-281-28.

 

Ключевые слова: Ханна Арендт, зло, банальность зла, радикальное зло, этика, феноменологический метод, феноменология зла.

 

Для цитирования: Врублевская-Токер Т. И. Феноменология зла Ханны Арендт // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2024. № 1 (281). С. 149–154. DOI: 10.52065/2520-6885-2024-281-28.

 

Аннотация

В статье рассматривается философский этический подход к проблеме зла в творчестве Ханны Арендт, характеризующийся следующими признаками: использование феноменологической методологии с последовательным выявлением отдельных проявлений зла, которые сами показываются наблюдателю, и критическим анализом в качестве метода отделения того, что не позволяет представить феномен зла с полной ясностью; введение двух понятий, «радикальное зло» и «банальное зло», для описания феномена зла; выделение ряда свойств и качеств личности и общественных отношений, в сумме составляющих условие для превращения зла в повседневное, привычное явление, лишенное острых эмоциональных оценок и не предполагающее специальных практик для его искоренения. Цель статьи – представить модель общественных отношений, допускающую незаметное распространение зла как обыденного, привычного, повседневного, банального положения вещей. В соответствии с поставленной целью выявляется такая модель: тип связи между социальными группами и членами сообщества исключает возможности ответственного поведения индивидов и групп, целью всякого социального действия признается порядок, практики иносказания и образных выражений скрывают действительное зло в поступках и решениях, участникам этих отношений отказано в способности критического мышления, они существуют в двух планах – как участники общественных и повседневных приватных практик, при этом их поступки и решения не дифференцируются в соответствии с этими видами практик.

Скачать

Список литературы

  1. Wielgus M. Arendt’s phenomenology: social-political thought and ethical life // Dialogue and universalism: Journal of the international society for universal dialogue. 2015. Vol. 25, no. 3. P. 9–22.
  2. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Европа, 2008. 424 с.
  3. Арендт Х. Жизнь ума. СПб.: Наука, 2013. 517 с.
  4. Московская А. С. Понятие «банальность зла» в этике Ханны Арендт: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05. М.: МГУ, 2015. 25 с.
  5. Московская А. С. Связь между банальным и радикальным злом в этике Ханны Арендт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/svyaz-mezhdu-banalnym-i-radikalnym-zlom-v-etike-hanny-arendt (дата обращения: 01.03.2024).
  6. Гуляев Р. В. Два тела короля и два тела злодея: политико-философский аспект «банальности зла» Ханны Арендт // Философские науки. 2017. № 3. С. 53–67.
  7. Краснова Л. А. Этико-философские идеи Ханны Арендт и эксперименты социальной психологии: общее и различие // Философия и общество. 2017. № 4. С. 96–103.
  8. Pashkova V. M. Hannah Arendt: phenomenology of thinking and thoughtlessness // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. № 4 (12). С. 38–40.
  9. Московская А. С. Понятие банальности зла Ханны Арендт в пространстве современного искусства // Филология: научные исследования. 2017. № 4. С. 99–105.
  10. Яркеев А. В. Концепция социального зла в политической онтологии Ханны Арендт // Социум и власть. 2016. № 5 (61). С. 29–34.

Поступила 15.03.2024