ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГОЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОГЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 304.4:330.58
- Лазаревич Наталья Александровна – кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела социальной экологии и биоэтики. Институт философии Национальной Академии наук Республики Беларусь (220072, г. Минск, ул. Сурганова, 1/2, Республика Беларусь). E-mail: natalazarevich@tut.by
- DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6885-2024-281-23.
Ключевые слова: ценности, экологические ценности, экологоценностный подход, технологии, качество жизни.
Для цитирования: Лазаревич Н. А. Формирование экологоценностного подхода в контексте противоречий современной техногенной культуры // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2024. № 1 (281). С. 122–125. DOI: 10.52065/2520-6885-2024-281-23.
Аннотация
В статье осуществлен содержательный анализ понятия «ценность» как составляющей внутренней культуры человека, его классификация. Выявлены ценностные основания и методологические подходы данного понятия с учетом как традиционных, так и современных направлений развития. Проанализировано ценностное отношение к природе как источнику материальной и духовной жизни, составляющей основу экологоценностного подхода в культуре. Экологическая культура рассматривается как сложнейшее образование, в котором выделяют следующие элементы: экологические отношения, экологическое сознание, экологическую деятельность, экологическая этика и ряд других. Перечисленные элементы характеризуют экологическую культуру с точки зрения различных оснований – функциональных, регулятивных и нормативно-ценностных. Определена роль экологической сферы относительно тенденций изменений качества жизни. Раскрыта роль аксиологической составляющей в условиях социокультурной трансформации общества. В статье показаны психологические аспекты формирования ценностного отношения к природе через эмоционально-чувственный подход, связанный с осознанием и принятием природной среды как ценности. Осуществлен анализ компонентов деятельности по формированию экологических ценностей, включая знания, эмоционально-чувственные переживания, практико-деятельностную вовлеченность. Обоснована необходимость радикальной смены ценностных ориентаций во взаимодействии общества и природы, изменения мировоззренческих ориентаций на основе программ воспитания и образования. Важна ориентация системы образования на формирование объективного миропонимания на основе изучения реального состояния качественных характеристик окружающей среды как необходимого условия достижения безопасного будущего и удовлетворения потребностей человека.
Список литературы
- Социум, цивилизация, культура в исследовательских традициях классической и современной философии: пособие / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. Минск: БГУ, 2015. 327 с.
- Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
- Кант И. Критика практического разума. М.: Наука, 2007. 527 с.
- Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961. 210 с.
- Вернадский В. И. Биогеохимические очерки 1922–1932. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 250 с.
- Калликот Б. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. 495 с.
- Розов Н. С. Конструктивная аксиология и этика ценностного сознания // Философия и общество. 1999. № 5. С. 95–119.
- Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 266 с.
Поступила 06.03.2024