ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ОНТОЛОГИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
УДК 101.1:316:008
- Потоцкий Алексей Александрович – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: potoc78@mail.ru
- DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6885-2024-281-20.
Ключевые слова: искусство, художественный текст, онтология, понимание, интерпретация, диалог.
Для цитирования: Потоцкий А. А. Художественный текст: онтология и интерпретация // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2024. № 1 (281). С. 107–110. DOI: 10.52065/2520-6885-2024-281-20.
Аннотация
В статье исследуется онтологическая модель художественной реальности, существующей в качестве художественного текста, который представляет собой эстетический феномен, заново пробуждающийся к жизни посредством своей интерпретации. Утверждается, что возможность постоянного обновления и изменения опыта одного и того же художественного текста имеет свое основание в том, что произведение искусства всегда обладает своим собственным настоящим, то есть своей специфической вневременностью. Обосновывается тезис, согласно которому в современной художественной культуре фигура интерпретатора конституируется как фигура не потребителя, а производителя смысла художественного текста. Художественный текст исследуется как открытая для интерпретации смысловая множественность, как сфера порождения смыслов. В статье утверждается, что художественный текст в герменевтическом сознании реципиента всегда обладает характером свершения, осуществления, события, так как текст открывает возможность своего многовариантного прочтения и в то же время ограничивает свободу интерпретации в соответствии с жанром и стилистикой. Осуществляется анализ процесса интерпретации художественного текста как герменевтической процедуры, что позволяет прийти к заключению, согласно которому сущность интерпретации состоит в наполнении художественного текста смыслом – вне постановки вопроса о правильности, то есть соответствии некоему исходному, «истинному» значению. Использование герменевтического подхода позволяет рассматривать интерпретацию художественного текста как процесс конструирования его смысла.
Список литературы
- Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Гнозис, 1993. 119 с.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616 с.
Поступила 15.03.2024