ПРОЕКТ ИСЛАМСКОГО МОДЕРНИЗМА В ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОМ УЧЕНИИ ДЖ. АФГАНИ

УДК 091)+291.1

Айдын Озджан − аспирант кафедры философии культуры. Белорусский государственный университет (220050, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь); советник по делам религии. Посольство Турецкой Республики в Минске (220030, г. Минск, ул. Володарского, 6, Республика Беларусь). E-mail: bursa-54@hotmail.com

DOI: https://doi.org/ 10.52065/2520-6885-2023-275-2-18 (In Russian).

 Ключевые слова: исламский модернизм, постколониальные исследования, идентичность, религия, наука, традиция.

 Для цитирования: Озджан А. Проект исламского модернизма в философско-религиозном учении Дж. Афгани // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2023. № 2 (275). С. 98–102. DOI: 10.52065/2520-6885-2023-275-2-18.

 Аннотация

В статье осуществлена историко-философская реконструкция концепций исламского модернизма Джамаледдина Афгани. Автор статьи рассматривает исламский модернизм как ответ и реакцию на доминантную позицию западной цивилизации по отношению к мусульманскому миру. Несмотря на то, что Турцию нельзя однозначно оценивать как постколониальную страну, скорее как постзападную, в статье делается утверждение о точках пересечения постколониальных исследований и теоретических версий исламского модернизма: в борьбе за ресурсы, государственную независимость, значимой оказывается борьба за идентичность. Представители исламского модернизма, в частности такой видный мыслитель и деятель, как Дж. Афгани, видят в исламе не только базис национальной идентичности представителя мусульманского мира, но и средство социально-культурной регламентации взаимоотношений в современном мусульманском обществе, а также адаптации к новшествам и кардиальным трансформациям мира. Проделанный анализ концепции исламского модернизма Дж. Афгани позволил отметить ее особенность: реализация задач фактического возрождения мусульманской идентичности на фоне усиливающегося влияния культуры Запада возможна, только если будет осуществлен возврат к изначальной идейной чистоте и духовной цельности исламской религиозной традиции.

Скачать

Список литературы

  1. Туркйылмаз С. Не постколониальная, а постзападная! // Yeni Şafaк. URL: https://www.yenisafak.com/ ru/columns/-/7704 (дата обращения: 18.08.2023).
  2. Саид Э. Ориентализм. СПб.: «Русский Мiръ», 2006. 637 с.
  3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016. 416 с.
  4. Türköne Mümtaz’er. Cemaleddin Afgânî. Ankara: Türkiye Diyanet Vakfı Yayınları, 1994. 204 s.
  5. Fazlurrahman. İslâm, Çev. Mehmet Dağ-Mehmet Aydın. İstanbul: Selçuk Yayınları, 1992. 368 s.
  6. Karaman Hayreddin. “Efgânî” // Türkiye Diyanet Vakfı İslâm Ansiklopedisi. İstanbul, 1994. N 10. S. 460–465.
  7. Afgânî Cemâleddin. er-Reddü ale’d-Dehriyyîn. Kahire: tarihsiz. 218 s.
  8. Afgânî Cemâleddin. Dehriyyûn’a Reddiye (Natüralizm Eleştirisi). Çeviren: Vahdettin İnce. İstanbul: Ekin Yayınları, 1997. 226 s. 9. Hizmetli Sabri. Muhammed Abduh’un Düşünce Yapısı. Ankara: Fecr Yayınları, 1986. 176 s. 10. İnayet Hamid. Arap Siyasi Düşüncesinin Seyri. Çeviren: Hicabi Kırlangıç. İstanbul: Yöneliş Yayınları, 1991. 132 s.

 

Поступила 10.09.2023