РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОСТАВНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ШПАЛ

УДК 625.172:625.142.21

Романенко Виктория Владимировна – старший преподаватель кафедры «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов». Белорусский государственный университет транспорта (246653, г. Гомель, ул. Кирова, 34, Республика Беларусь). E-mail: vromanenkko@mail.ru Невзорова Алла Брониславовна – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Нефтегазоразработка и гидропневмоавтоматика». Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого (246746, г. Гомель, пр. Октября, 48, Республика Беларусь). E-mail: anevzorova@gstu.by

DOI: https://doi.org/ 10.52065/2519-402Х-2023-270-2-17.

Ключевые слова: ресурсосбережение, технология, конструктивная схема, составная деревянная шпала, переводной брус, сращивание, соединение.

Для цитирования : Романенко В. В., Невзорова А. Б. Ресурсосберегающая технология изготовления составных деревянных шпал // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2023. № 2 (270). С. 143–151. DOI: 10.52065/2519-402Х-2023-270-2-17.

Аннотация

Все виды деревянного подрельсового основания для Белорусской железной дороги выпускаются ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод» и выполняются в виде шпал, переводных брусьев, мостовых брусьев и т. д. Анализ производственного процесса показал наличие остатков брусьев длиной менее 2,75 м, которые не могут быть использованы для изготовления шпал. Подобные остатки длиной от 0,25 до 0,50 м получаются после выпиливания из пиловочного бревна длиной 5,50 м переводных брусьев, длина которых изменяется от 3,00 до 5,50 м с шагом 0,25 м. Цель настоящей работы состоит в оценке перспективности применения деревянных брусьев различной длины, оставшихся после выпиливания переводных брусьев, для разработки ресурсосберегающей технологии, характеризующейся снижением материалоемкости и энергоемкости продукции. Показано, что одним из вариантов такой технологии может стать изготовление составных шпал из двух либо трех частей, соединенных между собой различными способами, от которых зависит надежная работа конструкции. К тому же возможно внедрение дополнительных технологий, например изготовление нагелей, болтов, винтов и т. д. Предложенная ресурсосберегающая технологическая схема изготовления составной шпалы, которая позволяет реализовать остатки пиловочного бревна, способна существенно снизить непроизводительные расходы предприятия и сохранить сырьевые ресурсы – деловую древесину.

Скачать

Список литературы

  1. Положение о системе ведения путевого хозяйства Белорусской железной дороги: СТП БЧ 56.388-2022. Минск: Белорусская железная дорога, 2022. 30 с.
  2. Особенности измерения и содержания рельсовой колеи на железобетонных шпалах / В. И. Матвецов [и др.] // Вестн. Днепропетров. нац. ун-та железнодорож. транспорта. Наука и прогресс транспорта. 2007. № 17. С. 100–106. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennostiizmereniya-i-soderzhaniya-relsovoy-kolei-na-zhelezobetonnyh-shpalah (дата обращения: 24.02.2021).
  3. Невзорова А. Б., Романенко В. В. О целесообразности и перспективах применения деревянных шпал в криволинейных участках пути // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2021. № 2 (246). С. 242–249.
  4. Божелко И. К., Леонович И. К. Определение долговечности защитных средств для древесины, эксплуатируемой в тяжелых условиях // Труды БГТУ. 2011. № 2: Лесная и деревообраб. пром-сть. С. 200–203. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-dolgovechnosti-zaschitnyh-sredstv-dlyadrevesiny-ekspluatiruemoy-v-tyazhelyh-usloviyah (дата обращения: 26.02.2021).
  5. Анализ технологий шпалопропиточного производства ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод» / В. П. Новик [и др.] // Вестник БелГУТ: наука и транспорт. 2021. № 1 (42). С. 65–67.
  6. Мониторинг шпалопропиточного производства на Белорусской железной дороге / П. В. Ковтун [и др.] // Проблемы безопасности на транспорте: материалы ХI Междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 24–25 ноября 2021 г., Гомель, 2021. С. 280–282.
  7. Божелко И. К., Наумчик Т. А., Бабич Д. П. Исследование физико-механических свойств комбинированных шпал // Технология и техника лесной промышленности: тез. докл. 81-й науч.-практ. конф. профес.-преподават. состава, науч. сотрудников и аспирантов (с междунар. участием), Минск, 1–12 февр. 2017 г. Минск, 2017. С. 76.
  8. Мазаник Н. В., Божелко И. К. Эксплуатационные характеристики клеев для составных деревянных конструкций // Труды БГТУ. 2016. № 2: Лесная и деревообраб. пром-сть. С. 136–139.
  9. Итоги работы путевого хозяйства в 2021 году и задачи на 2022 год: отчет гос. объединения «Белорусская железная дорога». Минск: Белорус. ж. д., 2022. 16 с.
  10. Текущее содержание железнодорожного пути. Технические требования и организация работ: СТП 09150.56.010-2005. Минск: Белорус. ж. д., 2005. 284 с.
  11. Божелко И. К. Физико-механические свойства комбинированных деревянных шпал // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2018. № 1. С. 211–217.
  12. Составная шпала: пат. RU 2256020 / Л. А. Занегин. Опубл. 10.07.2005.
  13. Составная композиционная шпала для железных дорог: пат. RU 2536569 / В. Я. Бершацкий. Опубл. 27.12.2014.
  14. Составная шпала: пат. RU 2099460 / В. В. Шаповалов. Опубл. 20.12.1997. 15. Шпала: пат. RU 214411 / Ж. Г. Дамбаев, П. К. Хардаев, В. Д. Балхеева, И. Ж. Дамбаева. Опубл. 26.10.2022.
  15. Миронов В. Г. Деревянные конструкции в вопросах и ответах. Расчет элементов цельного, составного и клееного сечений. Н. Новгород: Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т, ЭБС АСВ, 2017. 96 с.
  16. Ашпиз Е. С. Подход к расчету показателей надежности элементов пути // Мир транспорта. 2011. № 5. С. 33–41.
  17. Миронов В. Г. Курс конструкций из дерева и пластмасс в рисунках с комментариями / В. Г. Миронов. Н. Новгород: Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т, ЭБС АСВ, 2017. 146 с.

Поступила 25.02.2023