АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

УДК 338.48-6:37

  • Андреева Виктория Леонидовна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры географии и методики преподавания географии. Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (220089, г. Минск, ул. Советская, 18, Республика Беларусь). E-mail: diversity75@mail.ru

DOI: https://doi.org/ 10.52065/2519-402Х-2023-270-2-13.

Ключевые слова: туризм, образование, образовательный туризм, виды образовательного туризма, особенности образовательного туризма, мотивация к образовательным турам, виртуальный туризм.

Для цитирования: Андреева В. Л. Аналитический обзор понятия «образовательный туризм» // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов. 2023. № 2 (270). С. 110–119. DOI: 10.52065/2519-402Х-2023-270-2-13.

Аннотация

С середины XX века индустрия туризма как составная часть третичного и четвертичного секторов мирового хозяйства занимает ведущею позицию. Как известно, он наряду с природно-ресурсным, трудовым, производственным, инфраструктурным потенциалами слагает комплексный потенциал территории. Одним из перспективных направлений развития современного туризма является образовательный туризм. Сфера его изучения характеризуется дуализмом и напрямую связана как с осуществлением туристической деятельности, так и с получением образовательных услуг. В статье рассматриваются теоретические аспекты образовательного туризма, приведен его исторический анализ развития от античности до современности. Анализируются отличительные черты образовательного туризма. Приводится дифференциация туров по масштабу, продолжительности, способу организации, числу участников, времени возрасту потребителей образовательного продукта, полученным навыкам, формам образования и особенностям образовательной среды. Отличительными особенностями развития современного общества являются общая глобализация и цифровизация. Последние определили активный рост, развитие и распространение цифровых технологий по всему миру. По этой причине в качестве отдельного вопроса рассматриваются дополненная и виртуальная реальности, используемые при организации образовательного туризма. Характеризуются виртуальные и реальные объекты, приводятся основные требования к их отбору в качестве объектов туризма.

Скачать

Список литературы

  1. Шульгина О. В., Шульгина Д. П. Развитие туризма в России на рубеже XIX–XX веков // Исторический журнал: научные исследования. 2018. №. 3. С. 95–110.
  2. Шумейко Т. С., Баубекова Г. К. Образовательный туризм как педагогическая инновация в условиях виртуальной среды // Вестник Карагандинского университета. Сер. Педагогика. 2021. № 2 (102). С. 7–17.
  3. Шамликашвили В. А. Виртуальный туризм как новый вид туризма // Креативная экономика. 2014. № 10 (94). С. 128–138.
  4. Плотникова В. С. Образовательные возможности виртуального туризма // Сервис в России и за рубежом. 2021. Вып. 15. № 2 (94). С. 45–56. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-2-45-56.
  5. Verkerk V. A. Virtual reality tourism: the new frontier or the end of the journey? Pretoria, 2021. 383 p.
  6. Габидуллина Э. В. Современное состояние и подходы к развитию туристической отрасли в регионе // Междунар. науч.-исслед. журн. 2023. № 1 (127). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-podhody-k-razvitiyu-turisticheskoy-otrasli-v-regione (дата обращения: 10.03.2023).
  7. Об изменениях Кодекса об образовании: Закон Респ. Беларусь, 14.01.2022, № 154-З // Pravo.by. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0 (дата обращения: 10.03.2023).
  8. О туризме: Закон Респ. Беларусь, 01.01.2023, № 523 // Респ. союз турист. орг. URL: https://www.toursoyuz.by/2021/11/18/zakon-o-turizme (дата обращения: 10.03.2023).
  9. Bodger D. Leisure, learning, and travel // Journal of Physical Education, Recreation & Dance. 1998. Vol. 69, no. 4. P. 28–31. DOI: 10.1080/07303084.1998.10605533.
  10. Huang R. Mapping Educational Tourists: Experience in the UK // Understanding International Students. Third World Q. 2008. No. 29. P. 1003–1020.
  11. Козлова Н. А. Проблемы применения терминологии в индустрии международного образовательного туризма // π-Economy. 2008. № 4 (61). С. 289–294.
  12. Судороженко А. В. Функции и роль образовательного туризма // Вестн. ун–та. 2013. №. 16. С. 94–98.
  13. McGladdery C. A., Lubbe B. A. Rethinking educational tourism: Proposing a new model and future directions // Tourism Review. 2017. Vol. 72, no. 3. P. 319–329. DOI: 10.1108/TR-03-2017-0055.
  14. Matoga L. The Erasmus Programme in the development of educational tourism in Europe // The 3rd Electronic International Interdisciplinary Conference. 2014. No. 1 // Edu-tourism. URL: https:// www.edutur.org/edu/chto-takoe-educational-tourism (date of access: 05.01.2023)
  15. Wilkinson S., Badwan K. Walk this way: The rhythmic mobilities of university students in greater Manchester, UK // Mobilities. Taylor & Francis Journals. 2021. Vol. 16 (3). Р. 373–387. DOI: 10.1080/17450101.2020.1833565.
  16. Iranmanesh S. A. Mousavi Insights from the relationship between urban form, social media, and edutourism // Current issues in tourism. 2022. DOI: 10.1080/13683500.2022.2090908.
  17. Antić М. Development of urban tourism within the urbanization and globalization framework // Bulletin of the serbian geographical society. 2020. No. 100 (2). Р. 83–106. DOI.10.2298/GSGD2002083A.
  18. Alipour H., Fatemi H., Malazizi N. Is Edu-Tourism a Sustainable Option? A Case Study of Residents’ Perceptions. Sustainability. 2020. Vol. 12, no. 15. Р. 1–29. DOI: 10.3390/su12155937.
  19. Обухов А. С., Савельева Д. И. Город открытий. Методология образовательного туризма в мегаполисе // Исследователь/Researcher. 2019. № 4 (28). С. 12–47.
  20. Фирсова А. В., Мышлявцева С. Э. Образовательный туризм в Пермском крае: учеб.-метод. пособие. Пермь, 2014. 149 с.
  21. Ковалев А. М., Липка В. М., Рапацкий Ю. Л. Изучение объектов культурного наследия с помощью виртуальных музеев как эффективного инструмента современной музейной педагогики // Современ. пед. образование. 2023. № 2. С. 24–27.
  22. Борисова Н. В. Образовательный туризм как средство мотивации школьников к изучению географии // Вест. магистратуры. 2018. № 9–2 (84). С. 34–36.
  23. Лунин Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2009. 23 с.
  24. Ritche B. W., Carr N., Cooper С. Managing Educational Tourism (Aspects of Tourism) // Bristol: Channel View-Publications. 2003. Vol. 10. P. 63–70. DOI: 10.21832/9781873150528.
  25. Мамраева Д. Г., Ташенова Л. В. Образовательный туризм в Казахстане: современное состояние и особенности развития // Вест. Рос. междунар. акад. туризма. 2019. №. 3. С. 119–130.
  26. Зорин А. И. Рекреационное проектирование в системе педагогики туризма // Вест. Рос. междунар. акад. туризма. 2022. № 3. С. 38–42.
  27. Edutourism Augmented Reality Mobile Application for Forest Conservation / Ariffin N. H. M [et al.] // Proceedings of ICRES 2022: International Conference on Research in Education and Science, Antalya, 24–27 March 2022. Antalya, 2022. P. 207–219.
  28. Gibson H. The Educational Tourist // Journal of Physical Education Recreation and Dance. 1998. Vol. 69. P. 32–34.
  29. Choong N. S., Onn Y. Еffects of implementation intentions on educational tourism: a protection motivation theory approach // Journal of Teaching in Travel & Tourism. 2021. Vol. 22, no. 2. P. 163–178. DOI: 22.10.1080/15313220.2021.1950102.
  30. Рассоха Ю. А., Егорова Е. Н. Современное состояние образовательного туризма на рынке туристических услуг // Colloquium-journal. 2019. № 8 (32). C. 78–80. DOI: 10.24411/2520-6990-2019- 10204.
  31. Pitman T., Broomhall S., Majocha E. Teaching Ethics beyond the Academy: Educational Tourism, Lifelong Learning and Phronesis // Stud. Educ. Adults. 2011. No. 43. P. 4–17.
  32. Осокина И. В. Образовательный туризм как образовательная технология // Технологии в сферах туризма, сервиса и дизайна: проблемы и инновационные решения: Гуманитарные технологии в современном мире: материалы междунар. науч.-практич. конф., Калининград, 17–19 мая 2018 г. Калининград, 2018. С. 243–245.
  33. Александрова А. Ю. Образование и туризм: аспекты взаимодействия // Горизонты гуманитарного знания. 2016. № 1. С. 35–45.
  34. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Нац. книжный центр, 2015. 250 с.
  35. Holdnak A., Holland S. M. Edu-Tourism: Vacationing to Learn // Parks and Recreation. 1996. Vol. 31, no. 9. P. 72–75.
  36. Воскресенский В. Ю. Международный туризм. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 232 с.
  37. Соломин В. П., Погодина В. Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. Вып. 8, № 30. С. 96–112.
  38. Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф., Челябинск, февраль 2015 г. Челябинск, 2015. С. 139–143.
  39. Гельман В. Я. Состояние и перспективы развития образовательного туризма // Вест. Нац. акад. туризма. 2009. № 1 (9). С. 48–52.
  40. Гусейнова А. Г. Сущность понятия «образовательный туризм» и его основные понятия // Вест. ассоц. вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9, № 4. С. 64–69.
  41. Малявин С. Н., Федорова К. А. Индивидуальное образовательное путешествие как содержательная основа педагогических технологий // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2021. № 201. С. 133–141.
  42. Авагян А. А. Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития // Сервис plus. 2019. Т. 13, № 3. С. 21–30.
  43. Селиванова С. И. Образовательный туризм // Вест. ун-та. 2014. № 11. С. 169–174.
  44. Аскерова Т. А. Основные преимущества применения облачных технологий в системе работы образовательного учреждения // Инновационная наука. 2022. № 7–1. С. 10–12.
  45. Dyulicheva Y. Y., Malakhatko D. G., Mladenović R. The augmented reality usage for learning of Disappearing historical monuments // Гласник Српског географског друштва (Bulletin of the Serbian geographical society). 2022. No. 102 (1). Р. 131–140. DOI: 10.2298/GSGD2201131D.
  46. Лысенко К. Д. Опыт применения 3D-реконструкций объектов культурного наследия в музейной практике (на примере Троицкого собора в Ставрополе-на-Волге) // Историческая информатика. 2022. № 2 (40). С. 181–195.
  47. Энтин А. Л. Виртуальная реконструкция исторической поверхности рельефа восточной части белого города Москвы с использованием программных средств ГИС // Историческая информатика. 2020. № 4 (34). С. 179–191.
  48. Оборин М. С. Цифровая трансформация туристического пространства: новые возможности // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Вып. 16, № 1. С. 157–164. DOI: 10.24412/1995-0411- 2022-1-157-164.
  49. Алексеева Н. Д., Меркулова С. В., Горяинова Ж. Н. Инновационная образовательная экскурсия как форма развития внутреннего туризма Самарской области // Вест. Поволж. гос. ун-та сервиса. Серия: Экономика. 2019. № 1 (55). С. 90–100.
  50. Межевникова О. П., Ухина Т. В. Виртуальный туризм: за и против // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т. 14, № 3 (90). С. 6–14.
  51. Гайворон Т. Д., Майнашева Г. М. Ресурсы образовательного туризма особо охраняемых природных территорий Москвы // Вест. МГПУ. Сер. Естественные науки. 2019. № 4 (36). С. 47–54.
  52. Ресурсы образовательного туризма российских регионов: Центральная Россия: монография / О. В. Шульгина и [др.]. М.: МГПУ, 2016. 252 с.
  53. Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение. М.: РМАТ, 1999. 135 с.
  54. Donohoe H. M., Needham R. D. Ecotourism: The evolving contemporary definition // Journal of Ecotourism. 2006. No. 3. P. 192–210. DOI: 10.2167/joe152.0.
  55. Tey J. A., Chandrashekar R. Analysis of edu-tourism factors among students in public universities in Johor // Research in Management of Technology and Business. 2021. Vol. 2, no. 2. P. 241–254. DOI: 10.30880/rmtb.2021.02.02.019. 56. Соловьев А. П. Образовательный туризм и культурное наследие: пути взаимодействия в Российской Федерации // Журнал Института Наследия. 2016. № 1 (4). С. 5.
  56. Крум Э. В. Развитие модели экспортно-ориентированного рынка образовательных услуг // Вест. Белорус. гос. экон. ун-та. 2012. № 5. С. 13–20. 58. Дудина И. А. Характеристика емкости мегарегиональных рынков академического образования // Экономика. Информатика. 2009. Вып. 11–1, № 9 (64). С. 48–56.
  57. Завада Г. В. Подходы к повышению информационно-операционной емкости обучения в вузе // Вест. Казан. гос. энергет. ун-та. 2016. № 1 (29). С. 116–121.
  58. Андреева В. Л. Оценка аттрактивности ресурсов учебно-экологических троп // Труды БГТУ. Сер. 1: Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2022. № 2 (258). С. 94–104. References 1. Shulgina O. V., Shulgina D. P. D

Поступила 15.03.2023