АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 630*78:630*37

  • Панкратович Александр Сергеевич − аспирант кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: halva97@mail.ru

  • Протас Павел Александрович − кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: protas77@rambler.ru

Ключевые слова: критерии, оптимизация, лесосека, транспортно-логистические операции, требования, эффективность, производительность.

Для цитирования: Панкратович А. С., Протас П. А. Анализ критериев оптимизации транспортно-логистических операций лесозаготовительного производства // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2023. № 1 (264). С.133–138. DOI: https://doi.org/10.52065/2519-402X-2023-264-14.

Аннотация

Стремительное развитие лесного комплекса и его технической оснащенности, увеличение объема заготавливаемой древесины в Республике Беларусь, а также усиление конкуренции на рынке лесоматериалов стали предпосылками необходимости исследования вопросов в области оптимизации транспортных процессов и обеспечения ритмичности лесозаготовительного производства. Транспортно-логистические операции на лесосеке, включающие сбор и погрузку лесоматериалов, их сортировку и трелевку, формирование штабелей на промежуточном складе, являются наиболее трудозатратными в лесозаготовительном производстве. При этом эффективность данных операций во многом определяется оптимальным размещением технологических элементов на лесосеке и их геометрическими параметрами. Одним из путей повышения эффективности освоения лесфонда является решение задачи оптимизации транспортно-логистических операций лесозаготовительного производства, для чего необходимо определить соответствующие критерии и ограничения.

В результате проведенного анализа изучены основные социальные, экономические и технические требования, предъявляемые к критериям оптимизации, определены основные критерии эксплуатационной и экономической эффективности (оптимальное расположение трелевочных волоков, усов и погрузочных пунктов, расстояние трелевки, производительность, удельные капиталовложения и себестоимость), оказывающие наибольшее влияние на транспортнологистические операции лесозаготовительного производства. Приведены способы и методики их определения и сделаны основные выводы по результатам проведенного анализа.

Список литературы

  1. Заготовка и переработка древесных лесных ресурсов // Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. URL: https://mlh.by/our-main-activites/forest/zagotovka-i-ispolzovanie-drevesnykhlesnykh-resursov (дата обращения: 14.10.2022).
  2. Алябьев В. И. Оптимизация производственных процессов на лесозаготовках. М.: Лесная пром-сть, 1977. 232 с.
  3. Изотова Е. Н. О факторах повышения эффективности работы на харвестерах и форвардерах // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 4-2 (11). С. 67–68.
  4. Просужих А. А. Повышение производительности колесных форвардеров обоснованием их параметров и режимов работы: дис. … канд. техн. наук. Ухта, 2020. 158 л.
  5. Федоренчик А. С., Протас П. А., Хотянович А. И. Повышение эффективности эксплуатации системы машин «харвестер – форвардер» // Наука и инновации вузов – производству: взаимодействие, эффективность, перспективы: сб. ст. и тез. науч.-практ. семинара. Минск, 22–23 мая 2007 г. Минск, 2008. С. 78–80.
  6. Полукаров М. В. Оценка резервов эксплуатационных затрат систем машин заготовки древесины «харвестер – форвардер» // Научное творчество молодежи – лесному комплексу России: материалы XIII Всерос. науч.-техн. конф. студентов и аспирантов и конкурса по программе «Умник». Екатеринбург, 2017. С. 23–25.
  7. Бурмистрова О. Н., Просужих А. А., Рудов С. Е. Экспериментальные исследования производительности форвардера с учетом его эксплуатационных характеристик, параметров лесосеки и физико-механических свойств почвогрунта // Resources and Technology. 2021. Т. 18, № 1. С. 94–124. DOI: 10.15393/j2.art.2021.5583.
  8. Божбов В. Е. Повышение эффективности процесса трелевки путем обоснования рейсовой нагрузки форвардеров. СПб.: С.-Петерб. гос. лесотехн. ун-т им. С. М. Кирова, 2015. 119 с.
  9. Кузнецов А. В. Эффективность транспортных операций в сложных природно-производственных условиях // Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ. 2005. № 6. С. 28–29.
  10. Матвейко А. П., Протас П. А. Технология и машины лесосечных работ. Минск: БГТУ, 2008. 116 с.
  11. Игнатенко В. В., Турлай И. В., Федоренчик А. С. Моделирование и оптимизация процессов лесозаготовок. Минск: БГТУ, 2004. 180 с.
  12. Матвейко А. П., Федоренчик А. С. Технология и машины лесосечных работ. Минск: Технопринт, 2002. 480 с.
  13. Матвейко А. П., Клоков Д. В., Протас П. А. Технология и оборудование лесосечных и лесоскладских работ. Минск: БГТУ, 2013. 199 с.
  14. Устойчивое лесоуправление и лесопользование. Рубки главного пользования. Требования к технологиям: СТБ 1360-2002. Минск: Госстандарт, 2003. 16 с.
  15. Лесной кодекс Республики Беларусь // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk1500332 (дата обращения: 14.10.2022).
  16. Лесной фонд // Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. URL: https://mlh.by/our-main-activites/forestry/forests/ (дата обращения: 14.10.2022).
Поступила 20.10.2022