РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУПИЦЫ ДИСКОВОГО ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО АГРЕГАТА С ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ

УДК 631.1

  • Невзорова Алла Брониславовна − доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Водоснабжение, химия и экология». Белорусский государственный университет транспорта (246653, г. Гомель, ул. Кирова, 34, Республика Беларусь). E-mail: anevzorova@bsut.by

  • Савельев Юрий Витальевич − магистр технических наук, заместитель директора по основной деятельности. Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 7 г. Гомеля (246042, г. Гомель, ул. Ленинградская, 39а, Республика Беларусь). E-mail: vay86@mail.ru

Ключевые слова: узел трения, модифицированная древесина, подшипник скольжения самосмазывающийся, работоспособность.

Для цитирования:Невзорова А. Б., Савельев Ю. В. Работоспособность ступицы дискового почвообрабатывающего агрегата с подшипником из модифицированной древесины // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во, природопользование и перераб. возобновляемых ресурсов. 2022. № 2 (258). С. 155–161. DOI: https://doi.org/10.52065/2519-402X-2022-258-2-155-161.

Аннотация

Работоспособность и долговечность почвообрабатывающего навесного оборудования во многом определяется соблюдением требований по организации ухода и надзора за состоянием подшипниковых узлов этих агрегатов при их эксплуатации в условиях абразивно-агрессивных сред. Одним из решений восстановления работоспособности узла трения является усовершенствование конструкции с использованием вкладышей из модифицированной древесины. Проведен сравнительный конструкционный, технологический и эксплуатационный анализ работоспособности двух типов ступиц почвообрабатывающего агрегата АДУ-6 АКД: базового – с роликовыми радиальноупорными подшипниками качения в узле трения и модернизированного – с подшипниками скольжения из модифицированной древесины торцово-прессового деформирования. В качестве исследовательской задачи авторами определена оценка физического состояния узлов трения, соответствующая требуемому уровню надежности и долговечности при проведении механической обработки почвы. На основе результатов полевых испытаний установлено, что ресурс модернизированной ступицы в 5,1 раза больше базовой. Показано, что предложенный узел технически упрощает конструкцию ступицы, ведет к снижению затрат на обслуживание в период эксплуатации, обладает минимальным коэффициентом трения и не требует дополнительного подвода смазочного материала. Подсчитана экономическая эффективность от перспективного внедрения модернизированных ступиц в узлы трения комбинированных почвообрабатывающих агрегатов сельскохозяйственных организаций Гомельской области.

Список литературы

  1. Жуков А. В. Теория лесных машин. Минск: БГТУ, 2001. 640 с.
  2. Современные российские технологии почвообработки от компании ООО «БДТ-Агро» // Актуальные агросистемы. 2014. № 2. С. 6–7.
  3. Бледных В. В. Устройство, расчет и проектирование почвообрабатывающих орудий. Челябинск: ЧГАА, 2010. 203 с.
  4. Борисов Г. А., Колодяжная И. Н., Слепова А. Ш. Повышение надежности сложных технических систем путем применения современных полимерных композиционных материалов // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль. 2018. № 2 (24). С. 14–18. DOI: 10.21685/2307-5538-2018-2-2
  5. Невзорова, А. Б. Аникеева М. А., Врублевская В. И. Эвентуальность работоспособности узла трения скольжения на основе природного композита // Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии: материалы Междунар. науч.-техн. конф., Могилев, 26–27 апр. 2018 г. Могилев, 2018. С. 92–93.
  6. Бобровицкий В. И., Сидоров В. А. Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт. Донецк: Юго-Восток, 2011. 238 с.
  7. Машины для основной обработки почвы. Минск: БГАТУ, 2009. 76 с.
  8. Геккер Ф. Р. Динамическая модель узлов трения, работающих без смазочных материалов // Трение и износ. 1993. № 6. С. 1051–1058.
  9. Врублевская В. И., Невразова А. Б., Врублевкий В. Б. Износостойкие самосмазывающиеся антифрикционные материалы и узлы трения из них. Гомель: БелГУТ, 2000. 324 с.
  10. Шамаев В. А., Никулина Н. С., Медведев И. Н. Модифицирование древесины. М.: ФЛИНТА, 2013. 448 с.
  11. Подшипники скольжения самосмазывающиеся на основе модифицированной древесины (теория, технология и практика) / А. Б. Невразова [и др.] Гомель: БелГУТ, 2011. 254 с.
  12. Модифицирование древесины для создания подшипников скольжения лесопромышленных машин / Г. А. Пилюшина [и др.] // Лесной журнал. 2020. № 5. С. 155–165. DOI: 10.37482/0536-1036-2020-5-155-165.
  13. Повышение работоспособности древесно-металлических подшипников скольжения лесопромышленных машин / Г. А. Пилюшина [и др.] // Лесной журнал. 2021. № 2. С. 156–168. DOI: 10.37482/0536-1036-2021-2-156-168.
  14. Врублевский В. Б., Невзорова А. Б., Дашковский В. А. Применение прессованной модифицированной древесины в узлах трения сельскохозяйственной техники // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия В: Промышленность. Прикладные науки. 2010. № 2. С. 44–48.
  15. Шамаев В. А. Подшипники скольжения из модифицированной древесины // Вестник машиностроения. 2010. № 7. С. 45–49.
  16. Аксенов А. А., Малюков С. В. Исследования зависимости триботехнических свойств сильно нагруженных подшипников из модифицированной древесины // Лесотехнический журнал. 2016. № 1. С. 168–184. DOI: 10.12737/18740.
  17. Буренин В. В. Самосмазывающиеся подшипники скольжения // Приводная техника. 2002. № 6. С. 45–56.
  18. Джабборов Н. И., Федькин Д. С. Основы оценки энергоэффективности технологических процессов и технических средств обработки почвы // Молочнохозяйственный вестник. 2014. № 4 (16). С. 76–83.
  19.  Невзорова А. Б. Теоретические основы механотрансформации древесины. Гомель: БелГУТ, 2003. 160 с.
  20. Аникеева М. В. Способ оценки триботехнических характеристик подшипников скольжения из модифицированной прессованной древесины // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хозяйство, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов. 2020. № 1. С. 193–201.
Поступила 04.04.2022