ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
УДК 070:004.738.5
Ключевые слова: теория конвергентной журналистики, конвергенция средств массовой информации, медиаконвергенция, конвергентность в медиа, конвергентная журналистика, конвергентная редакция.
Для цитирования: Никонович Д. О. Теория конвергентной журналистики: основные понятия // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. №. 1 (255). С. 61–72. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2022-255-1-61-72.
Аннотация
В статье предпринимается попытка обозначить актуальную проблематику теории конвергентной журналистики и прояснить семантику ее основных понятий, таких как «конвергенция средств массовой информации», «медиаконвергенция», «конвергентность в медиа», «конвергентная журналистика» и «конвергентная редакция».
Поднимается проблема диффузии медийной терминологии, которая приводит к неточному и иногда к совершенно некорректному употреблению понятий теории конвергентной журналистики в научной и учебной литературе. Систематизируются наиболее известные подходы к объяснению рассматриваемых понятий. Проводится граница между понятиями «конвергенция» и «конвергентность». «Конвергентность» предлагается интерпретировать с помощью таких смежных понятий, как «мультимедийность», «гипермедийность», «интерактивность», «кроссмедийность» и «гибридность».
Анализируются исследовательские проблемы, возникающие в процессе изучения медиаконвергенции. В результате обобщения авторитетных научных исследований по специальности «10.01.10 – журналистика» теорию конвергентной журналистики предлагается определять как систему теоретических воззрений, организующую осмысление вопросов, связанных с влиянием медиаконвергенции на трансформацию журналистики как творческой деятельности, профессии, системы СМИ и морально-нравственного института общества; необходимостью внедрения инновационных подходов в журналистское образование с учетом новых гуманитарных и технологических условий; неизученностью закономерностей создания контента в условиях кроссмедийномультимедийного производства; сложностью прогнозирования контентных предпочтений аудиторий различных медиаплатформ и др.
Список литературы
- Петрушков М. Г. Фактчекинг и его трансформация в жанр конвергентной журналистики // Вестник Таджикского национального университета. Сер. филол. наук. 2019. № 4. С. 262–266. DOI: 10.2991/tphd-18.2019.67.
- Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Конвергентная журналистика в современном медиапространстве как инструмент управления случайностью // Информационное поле современной России: практики и эффекты: сб. статей XI Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 186–193.
- Ефименко Л. Н. Конвергентная журналистика как информационная стратегия современного межэтнического диалога // Современные медиакоммуникации как информационная площадка межнационального и межэтнического диалога: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 137–150.
- Блудова-Гой К. Конвергенция и СМИ: осмысление подходов к пониманию // Журналістыка ў суладдзі з жыццём: да 90-годдзя заслужанага дзеяча культуры Рэспублікі Беларусь доктара філалагічных навук, прафесара Барыса Васільевіча Стральцова: зб. навук. прац / пад агул. рэд. В. П. Вараб’ёва. Мінск: БДУ, 2016. С. 184–187.
- Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. 246 с.
- Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 11–14.
- Карпенко И. И. Конвергенция в медиасреде: понятие и типы // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 18. № 13 (156). С. 190–194.
- Юферева, А. С. Медиаконвергенция: основные подходы к определению понятия // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2016. № 2. С. 80–93.
- Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.
- Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. 200 с.
- Хелемендик В. С. Конвергенция как новая форма взаимодействия СМИ // Проблемы современного образования. 2013. № 3. С. 106–123.
- Хелемендик В. С. Союз пера, микрофона и телекамеры (опыт системного исследования). М.: Мысль, 1977. 316 с.
- Баранова Е. А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.01.10. М., 2019. 30 с.
- Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: ФЛИНТА, 2018. 440 с.
- Storsul T., Stuedahl D. Ambivalence Towards Convergence Digitalization and Media Change. Kungälv: Nordicom, 2007. 251 р.
- Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 416 с.
- Молони К. Мультимедиа, кроссмедиа, трансмедиа. Что все это значит? [Электронный ресурс] URL: http://sila.media/trans/ (дата обращения: 10.01.2022).
- Шестеркина Л. П. Формирование инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ (гуманитарный и технологический аспекты): автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.01.10. М., 2011. 51 с.
- Олешко Е. В. Конвергентная журналистика: профессиональная культура субъектов информационной деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 128 с.
- Землянова Л. М. Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. М.: МедиаМир, 2012. 188 с.
- Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 413 с.
- Грабельников А. А. Особенности конвергентной журналистики // Вестник Университета Российской академии образования. 2013. № 3. С. 79–83.
- Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 269 с.
- Копылов О. В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. Екатеринбург, 2013. 19 с.
- Градюшко А. А. Основы творческой деятельности веб-журналиста. Минск: БГУ, 2019. 239 с.
- Лущинская О. В. Дискурс конвергентных средств массовой коммуникации: теория, методология и современное моделирование: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Минск, 2021. 45 с.
- Дугин Е. Я. Методология исследования информационно-коммуникативных медиасистем и журналистики. М.: Академия медиаиндустрии, 2017. 186 с.
- Никонович Д. О. Адаптация контента традиционных СМИ для распространения на онлайн-платформах: теоретические основания // Принттехнологии и медиакоммуникации: материалы 85-й науч.-техн. конф. профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с междунар. участием), Минск, 1–13 февр. 2021 г. Минск, 2021. С. 87–91.
- Нікановіч Д. А. Газетны кантэнт ва ўмовах трансфармацыі нацыянальнай медыясферы: адаптацыя і мадэляванне: аўтарэф. дыс. … канд. філал. навук: 10.01.10. Мінск, 2019. 26 с.
- Смирнова О. В. Печатные медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6. С. 25–37.