ЦИФРОВОЕ ЧТЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА ЧИТАТЕЛЯ

УДК 379.823-028.27

  • Ковалевская Наталья Ивановна − старший преподаватель кафедры редакционно- издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: naivs@tut.by

Ключевые слова: цифровое чтение, нелинейное мышление, чтение подростков, читательская активность, интернет-чтение, медиаграмотность.

Для цитирования: Ковалевская Н. И. Цифровое чтение: формирование нового типа читателя // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 159–165. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2022-255-1-159-165.

Аннотация

Статья посвящена проблемам трансформации читательских практик детей и юношества, формированию особого типа интернет-ориентированной аудитории. Информационное пространство заставляет по-новому взглянуть на само определение значения слова «чтение». Преобразование информационного поля, в котором обитает человек, вынуждает его перестраивать свое мышление и восприятие. Современные подростки − активные интернет-читатели. Глобальная сеть для них является неотъемлемой частью жизни.

Цифровое чтение рассматривается как средство развития чтения и читательских стратегий школьников. Основные исследовательские вопросы статьи: место чтения в жизни современного подростка; каковы информационные и читательские предпочтения школьников в интернете; есть ли связь между интересом к чтению и интернет-активностью. Рассматриваются проблемы цифрового чтения: достоинства и риски.

Представлены результаты исследования читательских интересов учащихся 5–8 классов средних школ г. Минска, медиаповедения подростков, их круга чтения, а также влияния социального окружения на их читательский выбор. На основе полученных данных определены главные факторы читательской активности современного подростка в интернете. Предложены решения по стимулированию читательской деятельности щкольников, даны рекомендации по использованию возможностей глобальной сети для работы с читателями путем приобщения их к культуре чтения и обучения медиаграмотности.

Список литературы

  1. Статистический обзор к Международному дню защиты детей [Электронный ресурс]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_reviews/index_41737/ (дата обращения: 21.12.2021).
  2. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Влияние медиасреды на формирование читательской грамотности подростков // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2018. № 2 (213). С. 31‒37.
  3. Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна // Новое литературное обозрение. 1998. № 32. С. 31‒37 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/1998/32/korn.html (дата обращения: 21.07.2021).
  4. Самохина М. М. Молодые читатели в Интернете (наблюдения социолога) [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/102/sa26.html (дата обращения: 15.09.2022).
  5. Гусейнов Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // Новое литературное обозрение. 2000. № 43. С. 289‒321.
  6. Аскарова В. Я., Зубанова Л. Б. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 93‒102.
  7. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Тенденции развития чтения детской периодики // Медиапространство Беларуси: история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию выхода газеты «Звязда» и 90-летию газеты «СБ Беларусь сегодня» / Бел. гос. ун-т. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 102−107.
  8. Зубанова Л. Б. Визуальная и книжная культура: идеология информационно-медийных предпочтений // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (260). С. 55–59.
  9. Иванова Г. А. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление библиотечной педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 162–167.
  10. Чтение и время: материалы VI науч.-практ. конференции 2014 г. / Брян. обл. науч. универс. б-ка имени Ф. И. Тютчева. Брянск, 2014. URL: http://libryansk.ru/files/project/chtenie_i_vremya/2.html (дата обращения: 12.02.2022).
  11. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Влияние видеокультуры на читательские предпочтения детей и подростков // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2017. № 2 (201). С. 108–116.
  12. Ерошенко Е. Дополнительное чтение [Электронный ресурс]. URL: //article.techlabs.ru/52_31430.html (дата обращения: 11.12.2022).
  13. Калинчук А. В. Структура практик чтения молодежи в эпоху интернета // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 5. С. 23‒31. DOI: 10.17805/trudy.2019.5.3.
  14. Акимова А. Г. Читательская культура молодежи: мифы и реальность [Электронный ресурс]. URL: http:// lib.1september.ru/2006/08/16.htm (дата обращения: 14.12.2021).
  15. Колесникова О. Г. Продвижение книги и чтения в электронной среде [Электронный ресурс]. URL: http://unatlib.ru (дата обращения: 09.11.2021).
Поступила 15.02.2022