АНАТОМИЯ БУКВЫ: АНАЛИЗ НАЗВАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ

УДК 655.24

  • Рыжанкова Анастасия Сергеевна − кандидат технических наук, магистр филологических наук, старший преподаватель кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский госу- дарственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Бе- ларусь). E-mail: ryzhankova87@gmail.com

Ключевые слова: буква, типографика, шрифт, штрих, засечка, алфавит.

Для цитирования: Рыжанкова А. С. Анатомия буквы: анализ названий элементов // Труды БГТУ. 2022. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 131–139. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2022-255-1-131-139.

Аннотация

В статье приведен анализ названий элементов букв различных гарнитур и алфавитов. Особое внимание уделено появлению новых элементов, связанных с переходом от материальных шрифтовых носителей к цифровым, что, в свою очередь, вызвало рост количества и разнообразия новых компьютерных шрифтов. Классическая школа типографики выделяет в букве основные и соединительные штрихи, засечки, полуовалы и иные элементы. Использование компьютерных технологий для проектирования и разработки шрифтов позволило рассчитать и создать новые гарнитуры, имеющие уникальную анатомию и представляющие научный интерес с точки зрения развития шрифтового дела и письменности. В статье сравнивается терминологический аппарат русского и английского языков по исследуемой теме, сопоставляются определения, проводятся аналогии для идентификации необходимого элемента и развития специальной ономастики. Указаны различные подходы к классификации шрифтов, их группировке по определенным признакам. При анализе использованы данные из литературных источников, составляющих актуальный базис для подготовки специалистов по типографике и шрифтовому оформлению. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности.

Список литературы

  1. Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера; пер. с нем. Л. Якубсона. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2011. 244 с.
  2. Волкова Л. А., Решетникова Е. Р. Технология обработки текстовой информации: учеб. пособие. Часть I. Основы технологии издательских и наборных процессов; 2-е изд., испр. и доп. М.: МГУП, 2002. 306 с.
  3. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн; пер. с англ.; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: БХВ-Петербург, 2014. 496 с.
  4. Королькова А. Живая типографика. М.: IndexMarket, 2007. 224 с.
  5. Кумова М. Шрифт в айдентике, рекламе, многостраничниках, упаковке, навигации и вебе. М.: Как проект, 2013. 393 с.
  6. Тоотс Виллу. Современный шрифт. М.: Книга, 1966. 272 с.
  7. Чихольд Я. Образцы шрифтов. Руководство с примерами шрифтов для дизайнеров, графиков, скульптуров, граверов, литографов, издательских работников, типографов, архитекторов и студентов художественных; пер. с нем. Л. Якубсона. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2012. 248 с.
  8. Крейг Дж., Скала И. Шрифт и дизайн. Современная типографика; пер. с анг. А. Литвинова, Л. Родионовой. СПб.: Питер, 2016. 176 с.
  9. Гордон Ю. М. Книга про буквы от А до Я. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2006. 384 с.
  10. Цапф Г. Философия дизайна Германа Цапфа; пер. с англ. И. Форофонова. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. 260 с.
  11. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам; пер. с англ. Е. Петровой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 128 с.
  12. Шрифты. Разработка и использование / Г. М. Барышников [и др.]. М.: ЭКОМ, 1997. 228 с.
  13. Паулин Р. Школа дизайна: шрифт: практическое руководство для студентов и дизайнеров; пер. с англ. Е. Петровой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 240 с.
  14. Шпикерманн Э. О шрифте; пер. с англ. Л. Лаврухиной. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 209 с.
Поступила 27.01.2021