ОСОБЕННОСТИ АППАРАТА ОРИЕНТИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЯ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ЖУРНАЛЕ «ДЗЕЯСЛОЎ»

УДК 655.262.2

  • Короленя Карина Петровна − магистрант кафедры редакционно-издательских технологий. Бе- лорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: karinakorolenya@gmail.com

Ключевые слова: аппарат ориентирования, композиционно-графическая модель, журнал, периодическое издание, навигационная система, алгоритм читательских действий, литературно-художественный журнал.

Для цитирования: Короленя К. П. Особенности аппарата ориентирования читателя в литературно-художественном журнале «Дзеяслоў» // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 111–116. DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2022-255-1-111-116.

Аннотация

В современных условиях развития СМИ читательская аудитория имеет практически безграничные возможности для получения необходимой информации. Важным фактором успешного периодического издания становится не только вопрос о том, что разместить на страницах журнала, но и как. Из этого вытекает необходимость грамотного построения визуального образа с учетом широкого спектра социальных, культурных, эстетических, политических, технологических и производственных особенностей создания периодики.

В данной работе рассмотрен вопрос о важности построения рационального аппарата ориентирования периодического издания с учетом читательского адреса и целевого назначения. Дано определение термину «аппарат ориентирования», проведен обзор литературы по теме научной работы, обоснована актуальность исследования. Выявлены особенности построения композиционно-графической модели в литературно-художественных журналах.

На примере белорусского литературно-художественного периодического издания «Дзеяслоў» проведен тщательный анализ алгоритма читательских действий при работе с журналом, выявлены особенности составных элементов навигационной системы, рассмотрены принципы верстки. Подведены итоги исследования, дана оценка построению аппарата ориентирования анализируемого журнала.

Список литературы

  1. Клиповое мышление: чем отличаются «люди экрана» от «людей книги»? URL: https://monocler.ru/klipovoe-myishlenie/ (дата обращения: 25.11.2021).
  2. Васильев С. Л. Аппарат ориентирования читателя в периодическом издании: строение, задачи, уровни функционирования // Вестник ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2009, № 2. C. 126–133.
  3. Жарков И. A. Технология редакционно-издательского дела: конспект лекций. М.: Изд-во МГУП, 2002. 224 c.
  4. Феличи Д. Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2004. 496 с.
  5. Беляев А. А. Навигация как ключевой компонент визуальной организации веб-сайта. URL: http://www.mediascope.ru (дата обращения: 20.11.2021).
  6. Киселев А. П. От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1974. 48 с.
  7. Короленя К. П. Алгоритмика читательских действий при восприятии журналов для педагогов // Матеріали науково-технічної конференції професорсько-викладацького складу, наукових працівників і аспірантів, Львів, 15–19 лютого 2021 р. Л.: УАД, 2021. С. 64–65.
  8. Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. 216 с.
  9. Киселев А. П. Техника производства и оформления газет и журналов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1975. № 1. С. 51–52.
  10. Бакшин В. В. Оформление газет разного типа: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. 72 с.
  11. Васильев С. Л. Форма периодического издания как ориентирующая система: структурный и функциональный анализ: дис. … докт. филол. наук: 10.01.10. Воронеж, 2011. 496 с.
  12. Тулупов В. В. Дизайн периодических изданий: учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. 220 с.
  13. Рожнова О. И. История журнального дизайна. М.: ИД «Университетская книга», 2009. 272 с.
  14. Издания. Основные виды. Термины и определения: ГОСТ 7.60–2003. М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. 41 с.
  15. Короленя К. П. Культура издания как отражение принципов графического дизайна (на примере литературно-художественного журнала «Дзеяслоў») // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: материалы Международной научно-практической конференции. Ижевск, 12 ноября 2020 г. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. С. 582–589.
  16. Васильев С. Л. Несколько замечаний о моделировании процесса восприятия периодического издания // Вестник Башкирского университета. 2009. № 2. С. 832–835.
Поступила 06.01.2022