ВИЗУАЛЬНАЯ НОВЕЛЛА КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК 004.9:655

 

  • Ковалевская Наталья Ивановна − старший преподаватель кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: naivsnaivs@gmail.com
  • Шишкина Надежда Игоревна − кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: shishkina-@mail.ru

DOI: https://doi.org/10.52065/2520-6729-2024-279-5.

 

Ключевые слова: книга-игра, визуальный роман, мультимедийное издание, спецэффекты, интерактивность, визуальная культура.

Для цитирования: Ковалевская Н. И., Шишкина Н. И. Визуальная новелла как форма интерактивного электронного издания: особенности редакторской подготовки // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2024. № 1 (279). С. 37–44. DOI: 10.52065/2520-6729-2024-279-5.

 

Аннотация

Современная книга находится в непрерывной конкуренции за внимание читателя с компьютером и различными мобильными устройствами, и в то же время она является частью конвергентной культуры. Ее основная особенность состоит в технологической модификации традиционных нарративных систем. Визуальные новеллы вписываются в этот общий трансформационный процесс, когда литература приобретает интерактивность. В статье визуальная новелла рассматривается как формат книги-игры. Феномен визуальной новеллы анализируется с позиции электронного издания. Особое внимание уделяется определению места данного формата в медиасреде, а также проводится разграничение различных типов проектов по степени интерактивности. Предлагаются классификации и дается определение визуальной новеллы как вида интерактивных электронных изданий. Процесс создания визуальной новеллы рассматривается с редакторской точки зрения. В статье выделяются жанровые особенности, выявляются структурные компоненты, а также исследуются особенности редакторской подготовки визуальной новеллы. Проблема влияния медиапространства на выбор читателя требует комплексного анализа процессов, которые возникают в связи с кардинальной сменой медийных приоритетов общества.

Скачать

Список литературы

  1. Интерактивная книга как специфическое коммуникативное пространство // Жанровые трансформации в русской литературе XX–XXI веков. Челябинск: Цицеро, 2012. С. 244–245. URL: https://lcmjournal.susu.ru/index.php/lcm/article/view/137/244 (дата обращения: 02.01.2024).
  2. Hagtvedt H., Patrick V. M. Art Infusion: The Influence of Visual Art on the Perception and Evaluation of Consumer Products // Journal of Marketing Research. 2008. Р. 379–389. URL: https://www.bauer.uh.edu/vpatrick/docs/Art%20Infusion.pdf (date of access: 02.01.2024).
  3. Miller D. Love, Money, Rock’n’Roll Brings а Russian Outlook to Visual Novels // Cliqist: Indie Gaming. URL: http://bit.ly/2CwK97r (date of access: 03.01.2024).
  4. Ohlew T. Text Adventures: The Story of Visual Novels in America. URL: http://bit.ly/2CwHvQ0 (date of access: 04.01.2024).
  5. Наумчик О. С. Гибридные формы современной литературы: жанр книга-игра в контексте эстетики постмодернизма // Мир науки, культуры, образования. 2019. Вып. 5 (78). С. 488–490. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnye-formy-sovremennoy-literatury-zhanr-kniga-igra-v-kontekste-estetikipostmodernizma (дата обращения: 04.01.2024).
  6. Зубанова Л. Б. Визуальная и книжная культура: идеология информационно-медийных предпочтений // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (260). С. 55–59.
  7. Карсканова Н. А. Визуальные новеллы как издательский феномен: магистерская диссертация. Екатеринбург, 2018. 364 л. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78076/1/m_th_n.a.karskanova_2019.pdf (дата обращения: 04.01.2024).
  8. Карсканова Н. А. Визуальные новеллы как современные электронные издания в Японии, США и России // Язык. Текст. Книга: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 19–20 апр. 2018 г. Екатеринбург, 2018. С. 57−66. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/64325/1/ltb-2018-10.pdf (дата обращения: 04.01.2024).
  9. Типы визуальных новелл. URL: http://bit.ly/2lHu7Ov (дата обращения: 07.01.2024).
  10. Cohen G. The Power of the First-Person Perspective. URL: https://bit.ly/2smGErX (date of access: 12.01.2024).
  11. Cavallaro D. Anime and the Visual Novel: Narrative Structure, Design and Play at the Crossroads of Animation and Computer Game. Jefferson, North Carolina and London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2010. 261 p. URL: https://bit.ly/2Hq6UdL (date of access: 12.02.2023).
  12. Aarseth E. J. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1997. 202 p. URL: https://bit.ly/2zmMfUA (date of access: 19.01.2024).
  13. Kuiper J. How Visual Novel Writing is Different. URL: https://bit.ly/2JllzKG (date of access: 12.01.2024).
  14. So You Want to Make Art for a Visual Novel: A Checklist. URL: https://bit.ly/2YxLxya (date of access: 12.01.2024).
  15. Crimmins B. A Brief History of Visual Novels. URL: http://bit.ly/2gIlr85 (date of access: 04.01.2024).

 

Поступила 06.02.2024