ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

УДК 32.019.5

  • Подручный Михаил Викторович – старший преподаватель кафедры философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: in_litteras@tut.by

Ключевые слова: общественное мнение, социальный институт, институционализация, гражданское общество, публика, масса.

Для цитирования: Подручный, М. В. Общественное мнение как социальный институт / М. В. Подручный // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. - Минск : БГТУ, 2020. - № 2 (239). - С. 115-118. - Библиогр.: 5 назв.

Аннотация

В статье анализируются методологические подходы к изучению структуры и функций общественного мнения как когнитивного феномена и как социального института. Историческая реконструкция форм, типов коллективных представлений, характерных для различных исторических типов обществ, позволяет выявить принципы функционирования общественного мнения в условиях эгалитарных, простых (традиционных) социальных систем и в условиях социальной модернизации. Делается вывод о том, что сформированное общественное мнение является необходимым условием эволюции вертикальных социальных структур обществ механической солидарности к построению горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Формирование общественного мнения как автономного социального института, предполагающего наличие инструментов легитимации коллективной воли и социального контроля ее исполнения, имело существенное социальное значение в том смысле, что впервые в многовековой истории человечества все люди независимо от их социального происхождения и положения были признаны равными участниками общественной жизни. Анализ структурно-функциональных параметров общественного мнения как социального института позволяет обосновать принцип свободы публичного высказывания как фундаментальный императив социальной модернизации.

Список литературы

  1. Титаренко Л. Г. Социология общественного мнения. Минск: Асар, 2013. 43 с.
  2. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М.: КСП+, 1999. С. 45–47.
  3. Lipman W. Public Opinion. New York: Harcourt, Brace & Co., 2000. P. 87
  4. Бурдьё П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. С. 28–34.
  5. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 52 с.
Поступила 12.09.2020