РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТА АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ В СОЗДАНИИ МОДЕЛЕЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

УДК 379:8

  • Дмитриев Олег Аркадьевич – кандидат филологических наук, профессор департамента медиа НИУ «Высшая школа экономики», советник МИА «Россия сегодня» (101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, Российская Федерация). E-mail: dmitrievoa@gmail.com

Ключевые слова: коммуникация, модель, отправитель, получатель, альтернативные медиа, поликодовость информации, мультимедиа.

Для цитирования: Дмитриев, О. А. Развитие компонента альтернативности в создании моделей массовой коммуникации / О. А. Дмитриев// Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. - Минск : БГТУ, 2020. - № 2 (237). - С. 50-57. - Библиогр.: 26 назв.

Аннотация

Статья представляет обзор теорий массовой коммуникации, в которых содержатся элементы альтернативного медиапотребления. Исследование является частью полномасштабного изучения альтернативных международных медиа. Рассматриваются компоненты, модифицирующие традиционное понимание медиакоммуникации. Подчеркивается, что источник информации может быть не только персонифицированным. На современные схемы массовой коммуникации влияет фактор сомнительной объективности. Сделан вывод о том, что в современной мультимедийной среде одна и та же информация может дублироваться несколькими каналами передачи. В современных реалиях получатель информации при взаимодействии посредством мультимедиа становится отправной точкой для следующего акта коммуникации в соцсетях и на других медиаплатформах, причем далеко не всегда получатель исходного сообщения вступает в обратную связь с изначальным отправителем. Особое внимание обращается на соотношение традиционных и альтернативных моделей массовой коммуникации.

Список литературы

  1. Fuchs C. Alternative media as critical media // European Journal of Social Theory. Vienna, 2010. P. 173–192.
  2. Fuchs C. Critical Theory of Communication. London: University of Westminster Press, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.16997/book1 (дата обращения: 15.03.2020).
  3. Richards I. A. Principles of Literary Criticism. Routledge Classics, 2001. 285 p.
  4. Lasswell H. D. The structure and function of communication in society // Bryson G. (ed.). The Communication of Ideas. New York, 1948. P. 37–51.
  5. Coda – о феномене популярности WhatsApp в Якутии: Россия бассаапа [Электронный ресурс]. URL: http://sakhaday.ru/news/coda-o-fenomene-populyarnosti-whatsapp-v-yakutii-rossiya-bassaapa/ (дата обращения: 24.03.2020).
  6. Дмитриев О. А. Интерпретация реальности в отражении альтернативных медиа. М.: Академия Медиаиндустрии, 2019. 189 с.
  7. Vestergaard T., Schroder K. The language of advertising. Oxford: New York: Blackwell, 1985. 182 p.
  8. Johnson T. J. Agenda Setting in a 2.0 World: New Agendas in Communication // New Agendas in Communication (Kindle Edition ed.). New York: Routledge, Taylor and Francis, 2014. 317 p.
  9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. № 3б. С. 24–27.
  10. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М.: МГУ, 1994. С. 388.
  11. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 382 с.
  12. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The People’s Choice. How the Voter makes up his mind in a Presidential Campaign. New York: Columbia University Press, 1968. 178 p.
  13. Klapper J. The effects of mass communication. New York: Free Press, 1960. 302 p.
  14. Friedman T. L. Cold War Without the Fun [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.-com/2015/06/24/opinion/cold-war-without-the-fun.html (дата обращения: 29.11.2019).
  15. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
  16. Hall S. Encoding and Decoding in the Television Discourse. Birmingham: University Birmingham, 1973. URL: http://www.birmingham.ac.uk/Documents/college-artslaw/history/cccs/stencilled-occasionalpapers/1to8and11to24and38to48/SOP07.pdf (дата обращения: 14.10.2017).
  17. Schiffrin D. The transformation of experience and identity in narrative. University of Colorado, Boulder, Linguistics Colloquium, 1993. 121 p.
  18. Фролова T. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистке. М.: АСИ, 2009. 288 с.
  19. Dice M. The true story of fake news: How Mainstream Media Manipulates Millions. The Resistance Manifesto, 2017. 330 p.
  20. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость // Российское общество: становление демократических ценностей? / под. ред. М. Макфола и А. Рябова; Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 1999. С. 175–195.
  21. Почепцов Г. Г. Новые механизмы пропагандистской войны [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/316594806_Georgij_Pocepcov_Novye_mehanizmy_propagandis
    tskoj_vojny (дата обращения: 24.03.2020).
  22. Почепцов Г. Г. Социальные медиа как дружеские сети и как опасные ловушки [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/317047143_Socialnye_media_kak_- druzeskie_seti_i_kak_opasnye_lovuski (дата обращения: 24.03.2020).
  23. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. University of Chicago Press, 1982. 193 p.
  24. Колесникова К. С. Экранный образ политика в отечественных и зарубежных медиа (на примере М. С. Горбачева): ВКР по направлению «Журналистика». СПб: СПбГУ, 2016. 60 с.
  25. Еремина Д. А. Особенности немецкого радиоформата «инфотейнмент» в рамках публицистического стиля: дис. … канд. фил. наук. 10.01.10 Москва, 2014. 243 с.
  26. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. Киев: Вильямс, 2004. 419 с.
Поступила 21.07.2020