ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

УДК 378:911.9

  • Андреева Виктория Леонидовна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры географии и методики преподавания географии. Белорусский государственный университет имени Максима Танка (220089, г. Минск, ул. Советская, 18, Республика Беларусь). E-mail: diversity75@mail.ru

Ключевые слова: учебная экологическая тропа, этапы организации учебной тропы, паспорт учебной экологической тропы, экологическое образование.

Для цитирования: Андреева, В. Л. Основы разработки мультифункциональной учебной экологической тропы / В. Л. Андреева // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хозяйство, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов. - Минск : БГТУ, 2020. - № 2 (234). - С. 130-138.

Аннотация

Экологическая тропа представляет собой одну из форм экологического образования. В статье рассмотрены особенности, цели и задачи экологической тропы, их разновидности. Учебная экологическая тропа дает возможность изучать одновременно естественные и антропогенные объекты. В статье приведен пример разработки учебной экологической тропы для студентов естественнонаучного профиля педагогических учреждений высшего образования. Выбор проектного участка основывался на учете индивидуальных и репрезентативных ландшафтов. Особое внимание уделено этапам организации и их конструктивным особенностям. Количество точек на маршруте, их тематика, продолжительность и протяженность маршрута определялись образовательными целями.

Список литературы

  1. Природные учебные тропы / cост. Я. Эйларт. Таллин: Валгус,1986. 278 с.
  2. Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник М.: Мысль, 1990. С. 521.
  3. Чижова В. П., Добров А. В., Захлебный А. Н. Учебные тропы природы. М.: Агропромиздат, 1989. 159 с.
  4. Туова Т. Г., Теучеж Ф. Д., Мельникова Т. Н. Методика создания эколого-географической тропы и ее использование в образовательном процессе // Биосфера и человек: материалы Междунар. науч.-практич. конф., г. Майкоп, 24–25 окт. 2019 г. / Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2019. С. 559–561.
  5. Глазырина Н. Л. Организация учебной экологической тропы // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 5. С. 38–49.
  6. Экологическая тропа «Сказка Негорельского леса» как объект образовательного туризма / Н. И. Зданович [и др.] // Труды БГТУ. 2017. № 1 (192): Лесное хоз-во. С. 74–78.
  7. Касаткина Н. Н. Проектная деятельность в контексте будущей профессиональной деятельности студентов: опыт создания мобильного гида // Образовательные технологии и общество. Вып. 19. 2016. № 2. С. 630–640.
  8. Поспелов С. В. Интерактив в экскурсионной деятельности // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. № 2 (12). С. 19–22.
  9. Nevřelová M., Ružičková J. Educational Potential of Educational Trails in Terms of Their Using in the Pedagogical Process (Outdoor Learning) // Europ. J. of Contemporary Education. 2019. № 8 (3). Р. 550–561. DOI: 10.13187/ejced.2019.3.550.
  10. Учебная экологическая тропа в системе подготовки будущего учителя: методические рекомендации / сост. П. Я. Кузенкова. М.: Мысль, 1987. 47 с.
  11. Куприна Л. Е. Технология разработки туристских маршрутов: учеб. пособие. Тюмень: ТГУ, 2013. 164 с.
  12. Токарчук С. М. Геоэкологическая оценка природоохранного потенциала административных районов Беларуси (как один из методов оценки репрезентативности сети особо охраняемых природных территорий) // Псковский регионологический журнал. 2016. № 3 (27). С. 31–45.
  13. Абрамова И. В., Стенько С. А. Природный и культурно-исторический потенциал Брестской области для развития экологического туризма // Псковский регионологический журнал. 2017. № 1 (29). С. 76–91.
  14. San José trail network toolkit planning & design // Trail program in collaboration with MIG, INC. Final draft. San José, 2014. 104 р.
  15. Шапорова Я. А. Грибы как объект показа на экологический тропе // Труды БГТУ. 2016. № 1 (183): Лесное хоз-во. С. 240–243.
  16. Квитов А. Н., Куприна Л. Е. Учебная тропа природы как полигон для эколого-краеведческой подготовки студентов географов // Современные проблемы географии России и родного края: тезисы докл. межвуз. науч. конф.; редкол. А. В. Шатных (отв. ред.) [и др.]. Курган: Курганский государственный университет, 1997. С. 72–73.
  17. Analysis of notice boards (panels) as general information media in the outdoor mining tourism / K. Weis [et al.] // Acta Montanistica Slovaca. 2019. Vol. 24. No. 3. P. 269–283.
  18. Růžička T. Naučme se dělat naučné stezky // Ochrana přírody. 2012. № 3. Р. 24–25.
  19. Ландшафтное планирование и организация объектов экологического туризма: тексты лекций / сост. О. М. Березко. Минск: БГТУ, 2016. 149 с.
  20. Чижова В. П. Регулирование допустимой нагрузки на тропу // Тропа в гармонии с природой: сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: Р. Валент, 2007. С. 85–101.
  21. Государственная система стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки и обустройства зеленых маршрутов и их частей экологических троп, в том числе на особо охраняемых природных территориях: ТКП 17.12-05-2014 (02120). Введ.: 01.08.2014. Минск: Госстандарт: Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 2014. 40 с.
Поступила 07.04.2020