ЧЕТЫРЕХСЕГМЕНТНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМНОСТЬ БЕЛОРУССКИХ МЕДИА ДЛЯ ДЕТЕЙ

УДК 070(476)

  • Харитонова Светлана Вячеславовна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати и веб-журналистики. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: kharytonavasv@bsu.by

Ключевые слова: медиа для детей, детская медиасистема, системность, структура, медиааудитория, сегменты.

Для цитирования: Харитонова, С. В. Четырехсегментная структура и системность белорусских медиа для детей / С. В.Харитонова // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. - Минск : БГТУ, 2020. - № 1 (231). - С. 97-105.

Аннотация

В статье обосновывается актуальность изучения детских медиа Беларуси как системы, парадигмы взаимодействия и взаимосвязанности ее структурных компонентов, устанавливаются тенденции и закономерности функционирования СМИ для детей в меняющихся технологических, социокультурных и политико-экономических условиях развития отечественного медиапространства.

Научная новизна статьи заключается в рассмотрении белорусских медиа для детей как специфической системы структурно, организационно и функционально взаимосвязанных элементов, а также обосновании методологических принципов медиаисследования, связанных с выявлением онтологических характеристик категории системности функционирования детских медиа Беларуси.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения принципа системности в изучении детских медиа, их компонентного состава, структурной организации и взаимосвязей элементов с учетом динамичных изменений, происходящих в медиасфере Беларуси.

В статье дается рабочее для данного исследования определение детским медиа, изучаемый объект рассматривается как системное образование, выделяются сегменты детской медиасистемы, квалифицируется их состав и описываются структурно-функциональные особенности.

Устанавливается корреляционная связь между основными объектами и субъектами детской медиасистемы – целевой аудиторией, учредителями, обществом и государством на различных стратификационных уровнях, а также выявляется системообразующий характер таких отношений.

Автором определяются ключевые субстанциональные характеристики детских СМИ, уточняется понятие медиасистемы для детей как целостной, многокомпонентной, сложноструктурированной, открытой, динамической структуры.

В статье отмечается необходимость выявления и фиксации ряда дополнительных характеристик, параметров и свойств детской медиасистемы как сложноорганизованного образования, находящегося в соподчиненной связи с надсистемой – информационным пространством Республики Беларусь.

Список литературы

  1. Ганичев В. Н. Молодежная печать: история, теория, практика. М.: Мысль, 1976. 286 с.
  2. Холмов М. И. Становление советской журналистики для детей. Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1983. 209 с.
  3. Слука О. Г. Комсомольская строка: проблемы идейно-политического воспитания в молодежной печати Белоруссии. Минск: Университетское, 1984. 125 с.
  4. Руденко И. А. Детская и юношеская пресса России // Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. Науч.-исслед. ин-т школьных технологий. М., 2006. С. 126–128.
  5. Капустина Г. Л. Современная детская газета как тип издания: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2014. 212 л.
  6. Кулакова Н. Л. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т. Екатеринбург, 2017. 24 с.
  7. Вартанова Е. Л. О теоретической актуальности понятия «медиасистема» // МедиаАльманах. 2018. № 4. С. 8−12.
  8. Медиасистема России: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2017. 384 с.
  9. Вартанова Е. Л. Об актуальности «национального» в концепции «медиасистемы» // МедиаАльманах. 2018. № 6. С. 8−12.
  10. Шкондин М. В. Интегративные качества медиасистемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 2. С. 17−24.
  11. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 280 c.
  12. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. Киев: МАУП, 2003. 368 с.
  13. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: учеб. пособие. СПб.: Бизнесс-пресса, 2000. 326 с.
  14. Жилавская И. В. Классификация медиа: проблемы, понятия, критерии // Вест. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 2, № 4. С. 169−175.
  15. Корконосенко В. И. Медиа // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарьсправочник М., 2018. С. 52−54.
  16. Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.
  17. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации // Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004. 416 с.
  18. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 c.
  19. Дети и молодежь Республики Беларусь: стат. сб. Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. 2018. 133 с.
  20. Ивченков В. И. Журналистика и интернет: тексто-вебовая когеренция // Мультимедийная журналистика: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1–2 марта 2018 г. / Белорус. гос. ун-т. Минск, 2018. С. 14–17.
Поступила 28.10.2019