ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЕДИНСТВО НОМЕРА ЖУРНАЛА: ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ

УДК 070.432

  • Зылевич Дина Павловна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: din-a@tut.by

Ключевые слова: журнал, концепция издания, дизайн журнала, содержание журнала, рубрикация, обложка, формально-содержательное единство номера.

Для цитирования: Зылевич, Д. П. Формально-содержательное единство номера журнала: общие требования, их реализация на практике / Д. П. Зылевич // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. - Минск : БГТУ, 2020. - № 1 (231). - С. 66-72.

Аннотация

Традиционные печатные журнальные издания эволюционируют в зависимости от возможностей современной печати и компьютерных технологий, от тенденций в области шрифтового дизайна и других факторов. Тем не менее в последние годы внимание исследователей в области журналистики направлено в большей степени на развитие так называемых новых медиа.

В статье сформулированы общие требования к основным элементам формы и содержания печатного журнала, которые обеспечивают формально-содержательное единство номера и отражают его концепцию. Приводятся примеры из современной белорусской журналистской практики, иллюстрирующие основные тенденции в ее развитии, этим обусловлена актуальность статьи. Объектом исследования являются современные белорусские журналы, адресованные специалистам. В статье перечисляются требования к содержанию и рубрикации номера, к оформлению и информативности обложки, к расположению материалов и графическим способам структурирования текста, характеризуются возможности, которые открыл для редакций интернет. На основании проанализированных примеров сделан вывод о том, что тщательно продуманное (с учетом современных тенденций практической журналистики) формальносодержательное единство номера журнала способствует усвоению его контента, а также формированию общего положительного имиджа издания.

Список литературы

  1. Голова К. В. Концепция современного делового журнала // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. Т. 1, № 9. С. 104–106.
  2. Самарцев О. Р. Цифровая реальность. Журналистика информационной эпохи: факторы трансформации, проблемы и перспективы. М.: Издат. решения, 2017. 176 с.
  3. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Концепция современного периодического издания: учеб.-метод. пособие. М.: МедиаМир, 2012. 343 с.
  4. Маккей Дж. Все о журналах: учеб. пособие. М.: Университетская книга, 2008. 338 с.
  5. Фрост К. Дизайн газет и журналов. М.: Университетская книга, 2008. 231 с.
  6. Смирнова О. В. Стратегии печатных СМИ в условиях цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6. С. 26–38.
  7. Шкондин М. В. Печатные СМИ: ресурсы публичности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 5. С. 7–21.
  8. Силина-Ясинская Т. Содержательно-типологическая модель журнальной периодики Республики Беларусь // Визуально-семантические средства современной медиаиндустрии: материалы Респ. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 марта 2015 г. / Белорус. гос. ун-т. Минск, 2015. С. 145–147.
  9. Касперович Е. Профессиональные деловые журналы Беларуси: современные подходы к формированию контента и коммуникации с аудиторией // Журналістыка-2011: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 13-й Міжнар. навук.-практ. канф., Мінск, 8–9 снежня 2011 г. / Белорус. гос. ун-т. Мінск, 2011. С. 119–121.
Поступила 28.02.2020