EXPERIMENTAL RESEARCH OF COMBINED ANTI-ICE COMPOSITION FOR WINTER CONTENT FOREST ROADS

УДК 625.76

  • Голякевич Сергей Александрович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: gsa@belstu.by

  • Жарков Николай Иванович – кандидат технических наук, ведущий инженер кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь) E-mail: zharkov@belstu.by

  • Кононович Денис Александрович – ассистент кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: denkon_92@mail.ru

  • Насковец Михаил Трофимович – кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: naskovets@belstu.by

  • Мохов Сергей Петрович – кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой лесных машин, дорог и технологий лесопромышленного производства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова 13а, Республика Беларусь). E-mail: lmitlz@belstu.by

Ключевые слова: противогололедный состав, эксперимент, фракция, истираемость, обледенение, реакция, таяние, дорога, безопасность.

Для цитирования: Экспериментальные исследования комбинированных противогололедных составов для зимнего содержания лесных автомобильных дорог / М. Т. Насковец [и др.] // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хозяйство, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов. - Минск : БГТУ, 2020. - № 1. - С. 150-157.

Аннотация

В статье рассмотрен процесс экспериментальных исследований по определению эксплуатационных характеристик противогололедных составов на химической основе хлорида кальция. В процессе исследований определен гранулометрический состав базового фрикционного сырья, в качестве которого использован карбонат кальция. С помощью барабана Деваля оценена стойкость базового сырья в виде гранул карбоната кальция к истиранию. Исследования проводились в климатической камере с возможностью постоянного поддержания отрицательных температур для диапазона –(5–15)°С. Концентрация хлоридов кальция в исходном сырье варьировалась в диапазоне 10–15%. В качестве лабораторного оборудования использовался барабан Деваля с шарами 50–57 мм и массой 430–445 гр; климатическая камера «Термокон ТХВ-225»; весы лабораторные; чашки Петри; ступка фарфоровая и др. По результатам исследований даны рекомендации по разработке комбинированных химико-фрикционных составов для зимнего содержания лесных автомобильных дорог и заключение о возможности использования карбонатов кальция в качестве фрикционной основы таких составов.

Список литературы

  1. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах / Г. В. Бялобжеский [и др.]. М.: Транспорт, 1975. 112 с.
  2. Danielson U. Comment optimizer l'entretien des routes en hiver: X PIARC International Winter Road Congress: Technical Report, Lulea, Sweden, 16–19 march 1998. Lulea, 1998. Vol. 1. Р. 88–90.
  3. Olander J. Winter Index by using RWI and MESAN: XI International Winter Road Congress, Sapporo, Japan, 28–31 January 2002. Sapporo, 2002. Р. 105–108.
  4. Васильев А. П., Ушаков В. В. Анализ современного зарубежного опыта зимнего содержания дорог и разработка предложений по его использованию в условиях России. М.: ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР», 2003. 60 c.
  5. Arkko Valtonen J., Mustonen J. How to reduce street dust in Spring: X PIARC International Winter Road Congress: Technical Report, Lulea, Sweden, 16–19 march 1998. Lulea, 1998. Vol. 3. P. 112–113.
  6. Laurihavicius A., Cygas D. Winter maintenance problems on the streets of Lithuanian cities. “X PIARC International Winter Road Congress”: Technical Report, Lulea, Sweden, 16–19 march 1998. Lulea, 1998. Vol. 3. P. 133–135.
  7. Deshenes Daniel. Technological innovations supporting winter maintenance in Quebec: X PIARC International Winter Road Congress: Technical Report, Lulea, Sweden, 16–19 march 1998. Lulea, 1998. Vol. 3. P. 62–64.
  8. Dobosi T., Timar A., Toth S. Realisation des taches d'exploitation des routes publiques nationals en hiver dans la forme de societe. “Mise en parallelede la pratique hongroise et celle de l'union Europeen” X PIARC International Winter Road Congress: Technical Report, Lulea, Sweden, 16–19 march 1998. Lulea, 1998. Vol. 1. P. 32–34.
  9. Berichte Bast V. Оценка опасности применения противогололедных солей (Германия). 1995. № 21. С. 13–16.
  10. Keranen P. F. Optimization of winter maintenance in the Minneapolis. “St. Paul Metropolitan area using performance targets”: XI International Winter Road Congress, Sapporo, Japan, 28–31 January 2002. Sapporo, 2002. P. 26–30.
  11. Снег: cправ. / под ред. Д. М. Грея, Д. Х. Мэйла. Л.: Гидрометеоиздат, 1986. 751 c.
  12. Зимнее содержание автомобильных дорог / Г. В. Бялобжеский [и др.]. М.: Транспорт, 1983. 197 c.
  13. Расников В.П. Зимнее содержание автомобильных магистралей // Автомобильные дороги: обзор. информ. / ЦБНТИ Минавтодора РСФСР. М., 1985. Вып. 4. 24 c.
  14. Максименко К. Д. Применение нагретых фрикционных материалов при зимнем содержании автомобильных дорог: автореф. дис… канд. техн. наук. СПб., 2005. С. 20.
  15. Kaufmann D. W., Sodium Chloride. American Society. 1960. 140 p.
Поступила 27.09.2019