ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

УДК 502.12

  • Борисевич Анжела Романовна – доцент БГПУ.

Ключевые слова: экология, экологическое образование, воспитание.

Для цитирования:Борисевич, А. Р. Экологическое образование в контексте концепции устойчивого развития / А. Р. Борисевич // Труды БГТУ. Серия 5, История, философия, филология. - 2010. - С. 10-14.

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления становления и развития экологического образования как педагогической проблемы. Автор анализирует труды известных российских ученых И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, А. П. Сидельковского, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, которые внесли существенный вклад в разработку данной проблемы. Раскрывает концепцию устойчивого развития, которую следует понимать как стратегию коэволюции общества и природы. В свете современных требований перед педагогом выдвигается задача формирования личности, обладающей независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности, обладающей опережающим мышлением и ноосферным интеллектом. В статье раскрыт многовекторный характер понятия «экологическое образование и воспитание».

Список литературы

  1. Захлебный, А. Н. Отношение школьников к природе / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М Кудрявцева. – М.: Педагогика, 1988. – 127 с.
  2. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. – М.: Педагогика, 1981. – 159 с.
  3. Маслова, Н. В. Ноосферное образование: монография. – М.: Инст. холодинамики, 2002. – 338 с.
  4. Моисеев, Н. Н. Время определять национальные цели: в 3 т. / Н. Н. Моисеев. – М., 1997. – Т. 3. – С. 172–173.
  5. Моисеев, Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н. Н. Моисеев. – М.: МНЭПУ, 1995. – 242 с.
  6. Салеева, Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. П. Салеева; Моск. гос. пед. ин-т. – М., 1978. – 22 с.
  7. Сидельковский, А. П. Психологические основы отношений школьников к природе: учеб. пособие / А. П. Сидельковский. – Ставрополь: Ставропольский пед. ин-т, 1988. – 87 с.
  8. Суравегина, И. Т. Отношение школьников к природе / И. Т. Суравегина, И. Д. Зверев. – М.: Педагогика, 1988. – 183 с.
  9. Урсул, А. Д. Российское образование для устойчивого развития: первые шаги в будущее / А. Д. Урсул // Альма Матер. – 2008. – № 8. – С. 4.
  10. Циолковский, К. Э. Космическая философия: сб. трудов / К. Э. Циолковский. – М.: ИДЛи, 2004. – 685 с.
  11. Цыркун, И. И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособие / И. И. Цыркун, Е. И. Карпович. – Минск: БГПУ, 2006. – 311 с.
  12. Strategy for Environmental Protection and Rational Use of Natural Resources in ECE Member Countries Covering the Period up to the Year 2000 and Beyond. – N.Y., 1986. – P. 1. – 133 p.
Поступила 02.04.2010